ис kunst во

 

 

литература

 

записи Живого Журнала

     

политика и общественность

   

поиск по сайту    

   

Церковь Христова

   

Господь Иисус

   

   

 

ссылки

   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

 

tapirr.livejournal.com Живой Журнал tapirr

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

   

 

 

 

   

 

   

   

 

   

 

   

   

 

Протоиерей Лев Шихляров

ХРИСТИАНСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Eric Gill

начало

 

V. Брачные отношения в Новом Завете

 

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3,16)- в этой фразе св. апостола Иоанна заключена причина христианства: любовь Божия, бывшая причиной творения, явилась и причиной спасения. В Новом Завете и у христианских писателей много сказано о любви. Новый Завет- это Откровение Божественной Любви, воплощенной во Христе; и любовь эта по сути своей всегда нова для человечества. "Заповедь новую даю вам, чтобы вы любили друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин, 13, 34). Не любовь-наслаждение, не любовь-гармония, не любовь-страсть, а любовь, пробуждающая в человеке человека, расчищающая Лик Божий в нём, требующая порой самой большой жертвы ("агапэ"), любовь, причастная подвигу Богочеловека, распятого на Кресте ради спасения рода людского и радикального преображения человеческого самоощущения и человеческих взаимоотношений.

        Заповедь о любви к Богу, о любви к Ближнему (к себе, родственнику, другу, супругу, постороннему, встреченному на жизненном пути, недоброжелателю, врагу) становится призывом обрести в своем сердце состояние любви, когда любишь грешника и ненавидишь грех (прежде всего в себе самом), когда молитвенно обращаешься ко Христу— Источнику жертвенной любви, когда живешь Новым Заветом вопреки законам падшего мира, не принимающего до конца такую любовь, а чаще вообще отвергающего: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир" (Ин. 15, 19).

        "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4,8). Любовь-жертва есть сущность, есть новооткрытое Имя Бога; Он есть источник самой неподдельной, чистой и вечной любви, и соответственно этому откровению выстраивается христианское понимание брака:

"Любовь: её природа подобна Богу... её действие опьянению души, её собственная сила- источник веры, бездна терпения, океан смирения. Любовь, внутренняя свобода и сыновство различаются только именами, подобно свету, огню и пламени.

Если лик любимого существа... делает нас счастливыми, какова же будет сила Господа, когда Он втайне придет, сотворив обитель в чистой душе?

Любовь есть бездна света, источник огня. Чем она обильнее, тем сильнее пылает жаждущий... Вот почему любовь есть вечное возрастание". Св.Иоанн Лествичник (Цит.по О.Клеману, Истоки, М.1994, стр.240)

        Никакого нового учения о браке Господь не даёт: Он, отметая, как наносной мусор некоторые компромиссные постановления Моисеева Закона, данные по снисхождению, повторяет слова кн. Бытия (2, 24) об установлении брака в раю и т.о. возвращает людей к изначальному Божественному замыслу о браке как духовно-телесном единстве мужа и жены, и "что Бог сочетал, человек да не разлучает" (Мк. 10, 9).

        У ап. Павла мы находим дальнейшее развитие ветхозаветной темы любви Бога и человека; оказывается, что христианские брачные отношения связаны с тайной и жертвой Христовой любви: "Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос- глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям.. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Неё... должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя... Тайна сия велика... по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф.5,22-25,28,32). Конечно, у ап.Павла можно встретить и другие места, где он советует не жениться и оставаться "как он", т.е. безбрачным (есть гипотеза о вдовстве ап. Павла). Но из контекста посланий становится ясно, что сдержанное и даже негативное отношение к браку связано с настроенностью первых христиан на скорое второе пришествие Христа, когда в ожидании воскресения они считали неуместным обзаводиться семьями; среди них были распространены т.наз. "духовные браки", без телесного общения; сами апостолы часто были безбрачны из-за конкретной необходимости распространения евангельского благовестия на большие расстояния- им было "не до детей" по плоти, но у них множилось число детей духовных. И хотя надежда на быстрое завершение земной истории оказалась неоправданной, вышеупомянутые фразы ап.Павла являются для христиан предостережением против успокоенности, своего рода семейного эгоизма, когда человек в семье хочет найти убежище от зла и от подвига борьбы с ним.

        ... К сожалению, в храмах почти никогда не читают знаменитый гимн любви" ап. Павла. Эти богооткровенные слова, могут заменить все множество психологических учебников и советов для молодоженов (1Кор.13 гл.):

 "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я- медь звенящая.. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. И если я раздам всё имение свое и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше."

        Итак, любовь больше надежды и важнее даже веры, ибо любовь вечна: вера исчезает, когда в Царстве Божием человек узрит доселе невидимое; надежда станет ненужной, когда спасение будет исполнено; но любовь Христова даст человеку те крылья, на которых он унесется в это Царство, она есть неиссякаемая энергия истинной и вечной жизни. (Характерно, что в секулярной культуре часто встречается противоположное утверждение: любовь порочна, любовь, увы, не вечна, вера обманна, остается только надежда (на что?), которая "умирает последней").

        В Евангелии Господь Иисус часто называет себя Женихом, в притчах Царство Божие сравнивает с брачным пиром (и земные чудеса Он начал творить на брачном пиру), называет Иоанна Крестителя другом Жениха ("свидетелем"), а апостолов— "сынами чертога брачного". Апокалипсис также полон подобных символов; в нем будущее торжество Бога в сердцах людей и наступление Царства представляется как брак воскресшего Мессии-Христа-Агнца (закланной жертвы) и Церкви-Невесты-Жены, гонимой и разрушаемой на земле, но победившей Дракона-диавола и облеченной во славу и свет. Т.о. в Апокалипсисе- последней книге Евангелия и Библии- раскрыто восхождение к богочеловеческому соединению, завершающему земную историю.

        Однако Евангелие обращено уже не к избранному народу. Оно обращено даже не просто ко всем народам (что уже встречается у в.з. пророков), а к конкретной личности. Оно говорит о личной, интимной встрече человека и Бога, о личной жажде спасения. О личной ответственности за правду и грех и о личном бессмертии. Исходя из смысла Нового Завета можно утверждать, что рождение потомства перестаёт быть целью брака (как это было в в.з. Израиле) и единственной целью полового соединения. Характерно при этом, что именно Господь впервые обращает внимание учеников на ребенка, во-первых, как на полноценную личность, а во-вторых, ставит дитя в пример взрослым: "Будьте как дети" (не в смысле инфантильности, конечно, а в смысле чистоты сердца и доверчивости к Богу). "...Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). И тем более, раз даже личность ребенка ценна пред Богом, раз истинное бессмертие человека- не в "роде родов", а в личном спасении, то несмотря на то, что дети- это святой Божий дар, врученный родителям для "хранения и возделывания", цель брачных отношений состоит в соединении двоих ради совместного спасения, в узнавании Божией любви через полноту любви взаимной.

 

VI. Христианское учение и половые отношения.

 

           Секулярный мир обвиняет христианство в ханжеской морали и в негативном отношении к естественным половым проявлениям. Автор "Энциклопедии половой жизни" (Нью-Йорк, 1976) Харгинс даже называет христианство "религией импотентов" и ставит человечеству в пример "естественность" и многообразие форм половой жизни современных отсталых племен Африки и Индонезии. С другой стороны, В. Розанов, любивший Православие, упрекал тем не менее Церковь в богословской непоследовательности, ибо она освящает брак (в т.ч. и телесную его сторону) и в то же время презирает супружеские отношения, всячески их ограничивая и сводя их смысл к зачатию детей. А та версия толкования грехопадения, разделявшаяся некоторыми учителями церкви, которая сводила его суть к половому акту между Адамом и Евой, запрещенному Богом, и т.о., считавшая любой половой акт грехом,- версия, неоднократно высмеянная критиками Библии, жива в церковном сознании и по сей день. Н. Бердяев упрекал историческое христианство в том, что оно весьма односторонне восприняло слова Господа "могущий вместить да вместит", именно только в "сознании греховности рода, унизительности природно-родовых инстинктов". "Подумали, что Христос говорил.. об отрицании пола и любви, о воздержании, проповедовал скопчество... [Но] Христос говорил о новой любви.. о Божественном Эросе, который не все могут "вместить"... не родовая любовь, а личная и соборная, не природная, а сверхприродная, не дробящая индивидуальность (в размножении), а утверждающая её в вечности... Христов Эрос есть мистическая влюбленность, мистическое радование.

        ...Первоначальной христианской общине была знакома эта радость христианского Эроса, и радость эта знакома всякой подлинной любви, которая всегда есть положительное соединение, а не отрицательное соболезнование. Христова любовь - это... мистическое проникновение в личность другого, узнавание своего брата... сестры, по Отцу Небесному... Вместе с тем Христов Эрос связан с полом, этим источником всякого разрыва и всякого соединения... Могущий вместить да вместит новую плоть любви.. "(Н. Бердяев. Метафизика пола и любви. Сборник "Русский Эрос". М., "Прогресс", 1991, стр. 244-246).

        Проф. Моск. Дух. Академии С. Троицкий в работе "Христианская философия брака" убедительно показал, что в христианском богословии существует как бы два подхода, два взгляда: "реалистический" и "идеалистический", видящий "источник половой жизни.. не в основном стремлении организмов к сохранению своего существования в роде, а в... стремлении к совершенствованию, к полноте бытия" (С. Троицкий, ук. соч., Париж, Имка-Пресс, 1933., Стр.16). В соответствии с ними автор прослеживает и две линии в понимании греховности родовой и половой жизни (подробно разбирая данные науки и интуиции, тексты Библии и творения Отцов Церкви, он делает вывод о соответствии христианскому учению именно второй линии):

1
2
Брак имеет целью размножение

Брак и размножение лежат в разных плоскостях

Брак есть следствие первородного греха (или компенсация его)

Брак—это Божий дар в раю

В раю до греха размножение (половая жизнь) не нужно или происходило иным способом

Способ размножения не изменился,изменилось самоощущение человека

Половые отношения есть (вынужденный) грех

 

Грех проник в половые отношения

Девство > брака

Девство=браку

 

Примеры: I: Св. Григорий Нисский: "Человек мог быть без брака, так же как ангелы существуют без брака, но Бог предусмотрел, что род человеческий не пойдет прямым путем к прекрасному и потому отпадет от равноангельской жизни, и, чтобы не сделать малым число душ человеческих вследствие утраты того способа, каким ангелы возросли до множества, дает людям способ.. скотский и неразумный" (Об устроении человека, гл. 17).

        Св. Иоанн Златоуст: "Не упоминается о браке в раю.. брак не был необходим. После греха явился и брак. Это смертная и рабская одежда, ибо где смерть, там и брак... Почему брак не раньше обмана, почему совокупление не в раю.. потому, что брак был излишен, а потом сделался необходим вследствие нашей слабости" (О девстве, гл. 15).

        Примеры: II: Св. Климент Александрийский: "Между рождением и грехом нет зависимости. Если бы люди не согрешили, рождение имело бы место и в раю, так как к этому вела людей их природа. Фактически в раю рождения не было, потому что люди были сотворены, согрешили и изгнаны из рая в юном возрасте. А брачная жизнь выше жизни одинокой, ибо здесь совершенство любви к Богу, возвышаясь через страдания, выражается лучше; девственники не должны презирать брак" (Строматы, 3.14; 2.3).

        Бл. Августин: "Утверждающий, что первые люди не совокуплялись бы и не рождали, если бы не согрешили.. утверждает, что грех человеческий был необходим для размножения святых..— подобная мысль нелепа" (О граде Божием, гл. 23).

        Св. Иоанн Златоуст (поздний): "Любовь к жене следует всему предпочесть" (20-я бес. на Ефес.).

       

На вопрос: "грех  ли половые отношения?" христианство отвечает: тело само по себе не является грехом— Христос воплотившись, одухотворил ветхозаветный "священный материализм" (выражение Вл. Соловьева) и наполнил плотью неоплатоническую и буддийскую духовность ("тело-темница души"); сами отношения между полами на всех уровнях (духовно-душевно-телесных) благословлены Богом. Но человек пал, природа его греховна, а грех равен разделению. В половых отношениях первородный грех в человеке максимален потому, что он внутри самих мужчины и женщины и между ними проявляется как разделяющая сила в момент соединения. Грех в половых отношениях это то, что не дает им стать действительным соединением- "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1 Ин. 2, 16). Эгоизм и похоть- это два двигателя секса (в нашем словоупотреблении) и две главные помехи полового соединения.

        "Особенностью секса является то, что будучи органически связанным с одним из высочайших божественных даров человеку, с даром любви, он именно поэтому является средоточием трагической двусмысленности, свойственной падшей человеческой природе.. с одной стороны секс не только выражение любви, он сам по себе есть любовь. Но с другой стороны он есть... выражение... принадлежности к животному миру, радикальной раздробленности человеческой природы и жизни, потери им своей целостности. Два полюса... секса- любовь и похоть- безнадежно смешались, и невозможно изолировать одно от другого.

        ...В браке или вне его- секс, в той степени, в какой он отождествляется с похотью, целиком принадлежит миру сему... который в... теперешнем образе не наследует Царства Божия... Секс подвластен закону, а не благодати... Закон не может преобразить и искупить, но он может, устанавливая границы и поддерживая... порядок,.. давать человеку ощущение более высокого устроения жизни.

        ...Секс разрешается в браке... именно потому, что брак, несмотря на искажение в падшем мире, ...способен войти в Царство... Закон Церкви делает секс... слугой любви, а не её хозяином или её единственным содержанием..." (прот. Ал. Шмеман. Водою и Духом. М., Гнозис, 1993, стр.176.).

        Случилось так, что в западном церковном мышлении возобладало негативное отношение к половой жизни (чего стоит запрещение брака для священников - целибат). Рискнем предположить, что это было реакцией на развращенность знати, некогда приведшую Рим к катастрофе. Иногда в самом зачатии виделся порок. Эта тенденция проникла и на Восток. Даже советская идеология вслед за средневековой разделяла любовь на возвышенно-романтическую и постыдно-телесную. Как знать, не явились ли страшные феномены сексуальных маньяков (типа Чикатило), да и вообще современное сексуальное "раскрепощение", следствием вопиющей непросвещенности "христианского" мира христианским взглядом на смысл пола и брака?

        Церковь благословляет соединение мужа и жены в таинстве венчания. Библейский идеал брака касается всех людей независимо от их вероисповедания или , в случае христианства, степени воцерковленности. Поэтому древняя Церковь признавала и не "перевенчивала" христиан, состоявших до обращения в языческом или иудейском браке. Совершенно ошибочно считать, что невенчанный брак не является браком и тем более, как часто приходится слышать, является блудом. Люди, любящие друг друга и желающие быть вместе навсегда, нести ответственность друг за друга и осуществить своё единение в детях, участвуют в тайне брака даже тогда, когда они не ведают, Кто является Источником любви и Законодателем брачных отношений. Если они объявляют о своем решении обществу, их брак, уже начавший совершаться, становится гражданским. Если же они в вере осознали неизмеримо большую глубину собственной жизни и решились объявить о своем единении в Боге перед общиной братьев и сестер, то Церковь в таинстве венчания благословляет их брак, возводя его на иной уровень и наполняя смыслом Креста и Воскресения, взаимного причастия Телу и Крови Господа Иисуса. Не раз в святоотеческой письменности и в катехизисах говорится о том, что христианская семья- это малая Церковь, ибо "где двое собраны" во имя Христа, там и Он посреди их- и эта малая община, реализующая внутри себя христианские принципы и наученная христианской любви, вовлекается в большую общину, составляя новую клеточку организма Церкви (это учит семью быть "хорошей" не только для своих по крови).

Церковь благословляет брак как духовно-душевно-телесное единство, которое вовсе не дано, но которое необходимо жаждать и с помощью Бога достигать. Телесное единство- это не просто "совместимость", а видение в теле любимого, как и в своём, "храма Духа Божия" (выражение ап.Павла) и умение жертвовать собой ради тела другого. Это касается даже психофизиологии взаимных отношений. Известно, например, что устроение половой системы мужчины и женщины разное: мужчину больше волнуют телесные ощущения, для него главенство в браке часто означает инициативу и в телесном соединении. Мужской эгоизм часто проявляется в том, что он мало интересуется психосексуальным миром женщины и часто после сближения перестаёт интересоваться её переживаниями. Женщину же сама личность мужчины волнует больше, чем его тело (напомним, речь идет не о пропагандируемой распущенности "освобожденного" секса, а о брачной любви), и для неё больше важна гармония телесного общения с душевным: "это мой любимый, я хочу, чтобы он был мне близок не только в этот момент, а всегда", тем более, что подсознательно в половом акте у женщины присутствует мысль о тех испытаниях и скорбях, которые она может понести в случае зачатия ребенка. В этом отношении мужу следует быть более чутким к глубине женских переживаний, а жене- менее обидчивой к мужской нетерпеливости.

        Душевное единство- это родство душ, это умение (при различии в социальном положении, в характерах, национальности и т.д.) со-чувствовать, со-радоваться и со-страдать, это способность в важные моменты жизни проявлять единую волю, единое направление мысли. Без душевного единства телесное глубины и долговечности не имеет. "...Только сочетание сексуального влечения и движений любви (эроса) обеспечивают нормальную семейную жизнь: при отсутствии "влечения" становится трудным супружеское сближение, а при отсутствии любви, когда выступает на первый план... чисто сексуальное влечение, семья будет непрочной; "страсть" угаснет, ослабеет... влечение и супруги неизбежно переживут в острой форме их внутреннюю чуждость друг другу" (прот. В.Зеньковский. На пороге зрелости. М., 1991, стр.32).

Духовное же единство- это обращённость к Творцу, постижение религиозного смысла совместной жизни, общая молитва, общность нравственных принципов, отражающаяся и на духовной атмосфере воспитания детей. Без духовного единства, строго говоря, брака нет; семейный союз неполноценен и не осмыслен в той степени, в какой неполноценна и недоосмысленна жизнь каждого из супругов. Только ориентированность на Бога, как высшую цель брака, не даёт разорваться отношениям при самых сильных потрясениях.

 

РИСУНОК 5:

1- обычное состояние

2- кризисное состояние

3- душевная, сексуальная привязанность, общность мировоззрения, интересов

стрелка снизу вверх - молитва

стрелка сверху вниз - благодать

 

В состоянии 1 мужчина и женщина связаны связью 3. Но связь эта подвергается испытаниям внешним (бытовые, экономические неурядицы, влияние родных) и внутренним (усталость, бездуховность, сексуальные фантазии о другом партнёре). Связь 3 может растягиваться и разорваться. Только "привязка" к Богу - Творцу любви, включающая молитву, чувство долга, смирение и стыд, может остановить окончательный распад.

Т.о., в христианстве половые отношения должны становиться трехуровневой жертвой любви.

О, как же далек идеал брака от того обилия современных более или менее длительных совместных "проживаний": с возлюбленной, с подругой, с "партнером", а то и с чужим супругом: "любовь не вечна", "любовь порочна!" (В фильме "Безымянная звезда" один из героев говорит своей любовнице о своих к ней чувствах: "Люблю ли я тебя или не люблю? Что это за слова? Просто, когда мы с тобой входим в казино, мне приятно, что я держу под руку именно тебя, а не другую женщину" (цит. неточная). Разводы настолько захлестнули мир (в т.ч. и церковные разводы у нас), что можно утверждать: люди перестали интересоваться тайной брака и утеряли её. Церковь предупреждает брачующихся о пагубности разводов: Католическая их запрещает для всех; Православная - только для священников, чтобы им быть примером (ибо создана одна Ева для одного Адама), но разрешает повторные браки для мирян, "снисходя к их немощи"- бывают, все-таки, трагические ошибки или насильственные венчания. Но это чаще происходит от безответственности молодых людей, это их грех, а значит, и боль, поэтому во время венчания во второй раз в храме не поются радостные гимны, а читаются покаянные молитвы. Развод супругов, некогда объединенных в любви, есть убийство любви, это акт отчаяния, который сродни самоубийству. Но для тех, кто просто терпел друг друга в силу ряда причин, никогда не любя, или потеряв ту первую влюбленность, которую принял за полноценное чувство, развод бывает даже желателен.

Измены браку распространены больше разводов. Седьмая заповедь В.З. - "не прелюбодействуй", т.е., не изменяй мужу (жене), но в В.З. были и несколько жен, и наложницы. В Новом Завете смысл седьмой заповеди глубже: не изменяй любви, ибо её ручей течет из Источника, который есть Бог ("Бог есть любовь"). Взаимоотношения любви между людьми есть проявления Божественной энергии. Не случайно половые отношения являются интимными, глубоко внутренними, ведь интимно и глубоко настоящее религиозное переживание человека. Свобода человека приводит к тому, что он часто этот дар любви разменивает на тлен, теряет, извращает. (Неслучайно и в В.З. Израиль, и в Н.З. отдельные люди, изменяющие Богу, отворачивающиеся от Него, называются прелюбодеями). Это очень верное чувство: измена любви сродни измене Богу. Измены совершаются порой людьми, не только равнодушными к тайне брака, но и теми кто высоко ценит "семейный долг" (само это выражение характерно: там, где есть только долг, нет любви), считает себя верным, и в то же время иногда позволяет себе "расслабиться", "изменить телом, но не душой". Это невозможно. Человек являет собой двухприродное единство, в нем душа и тело настолько взаимосвязаны, что вышеупомянутый случай есть самообман:

 

рис. 6

I и II находятся в браке. II и III состоят в случайной или длительной любовной связи.

Если даже II и III связаны только телами, то "вирус" измены проходит в душу и "заражает" весь брак, что показано зелёной линией. (Некий индийский крестьянин на вопрос английского ученого об изменах ответил: "Каждая женщина для меня или мать, или сестра, или дочь. Связь с ними означала бы не прелюбодейство, а кровосмешение. И только брачная церемония выводит одну из них из этого закона").

 

далее


 

Рейтинг@Mail.ru

Главная страница
митрополит Антоний (Блум)
Помогите спасти детей!