ис kunst во

 

 

литература

 

записи Живого Журнала

     

политика и общественность

   

поиск по сайту    

   

Церковь Христова

   

Господь Иисус

   

   

 

ссылки

   

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

 

tapirr.livejournal.com Живой Журнал tapirr

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

   

 

 

 

   

 

   

   

 

   

 

   

   

 

 

Протоиерей Лев Шихляров

 

ХРИСТИАНСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Eric Gill

1 часть 2 часть

 

В Нагорной проповеди Господь говорит: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём". (Мф. 5, 28). Смотреть на женщину можно, можно даже восхищаться красотой и обаятельностью (не забывая, что вечная, духовная красота важнее внешней, временной). Но в иной женщине (мужчине) христианам, уже объединенным в брачной любви, следует видеть прежде всего сестру (брата), вглядеться в её (его) духовный мир и возлюбить Христовой любовью. Господь не гнушался говорить с блудницей (продажной женщиной), он поставил её покаяние в пример сытому самодовольству лицемерно набожных фарисеев, но смотрел на неё (и нас учит смотреть) как на падшую сестру, с состраданием, с любовью врачующей.

 

Супругам необходимо себя духовно подготавливать к половой жизни. Составляющими подготовки являются молитва, самоконтроль, исповедование помыслов и временное воздержание. В молитве испрашиваются силы для того, чтобы ускорить и смягчить "притирку" личностей, чтобы по кирпичику строился замок любви, чтобы влюбленность стала Любовью ("агапой"). Исповедь помогает очиститься от прежних ошибок и грехов и не допустить разного рода падений. Самоконтроль должен быть направлен на ограничение и обуздание похоти. Похоть- это естественное половое желание, отравленное грехопадением. Необходимо различать похоть и желание ("хотение"). Без желания нет любви, нет соединения. Желание должно быть подчинено Божественному закону. Похоть (по-хотение) является паразитом на естественном и богоданном чувстве притяжения. Похоть- это стремление в половом вычленить собственные ощущения ("мне это приятно") и подчинить им любовный процесс, т.е. выйти за рамки закона. Желание создает единение, похоть его разрушает. От похоти до конца избавиться невероятно трудно, но избавиться надо путем само- и взаимоконтроля в отношениях. Для этого в любовном акте, как, впрочем, и во всех остальных проявлениях супружеской жизни, необходимо акцентировать внимание не на своих физиологических ощущениях, а на личности другого, неповторимо раскрывающейся в интимной близости. Этим отличается христианский подход к половым отношениям от разнузданных поучений в духе популярной эротической литературы, где целью открыто провозглашается получение эффекта максимального нервно-сексуального возбуждения и само- и взаимонаслаждения.

Если супруги ориентированы на любовь к личности друг друга, то половые отношения гармонично вписываются в праздник любви (а любовь, напомним, не только и не столько праздник, сколько крест). Отношения любви половыми отношениями не исчерпываются, так что при естественном угасании последних любви не становится меньше- это восхождение.

Если же в половом акте ясно просматриваются похоть и эгоизм, то подобные отношения рано или поздно приведут к неудовлетворенности или наоборот пресыщенности с вытекающими отсюда последствиями, и служат уменьшению силы любви, подменяют любовь- это уныние после кратковременного порыва прекрасно выразил знаменитый некогда поэт Я. Надсон:

 

Только утро любви хорошо, хороши

Только первые робкие речи,

Трепет девственно-чистой, стыдливой души,

Недомолвки и беглые встречи.

Перекрестных намеков и взглядов игра,

То надежда, то ревность слепая,

Незабвенная, полная счастья пора,

На земле - наслаждение рая.

Поцелуй- первый шаг к охлаждению, мечта

И возможной, и близкою стала.

С поцелуем роняет цветок чистота,

И кумир низведен с пьедестала

Голос сердца чуть слышен, зато говорит

Голос крови и мысль опьяняет.

Любит тот, кто безумней желаньем горит,

Любит тот, кто безумней лобзает.

Светлый храм в сладострастный гарем обращен,

Смолкли звуки священных молений,

И греховно пылающий жрец распален

Знойной жаждой земных наслаждений.

Взгляд, прикованный прежде к прекрасным очам,

И горевший стыдливой мольбою,

Нагло бродит теперь по открытым плечам,

Обнаженным бесстыдной рукою.

Дальше - миг наслажденья, и пышный цветок

Смят и дерзостно сорван, и снова

Не вернет его жизни кипучий поток

Безвозвратные волны былого.

Праздник чувства закончен, погасли огни,

Смыты краски, и сняты румяна;

И томительно тянутся скучные дни

Пошлой прозы, тоски и обмана.

 

О воздержании говорит Ап. Павел: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве что по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7, 5). Это временная мера. Временное воздержание необходимо (врачи также говорят о его пользе), оно не должно быть чрезмерным, а главное- насильственным с чьей-то стороны. Брачное воздержание не следует отождествлять с монашеским воздержанием. В браке должна быть подавлена похоть. В монашестве должно быть подавлено (сублимировано) само половое желание, ибо у монашества иные цели (см. книгу 2); "Не борьба с полом составляет смысл монашества, а борьба с грехом, и целомудрие, воздержание от половой жизни есть не цель, а средство этой борьбы" (прот. В. Зеньковский, ук. соч., стр.26). Воздержание в монашестве должно стать средством полного перехода половой энергии в энергию любви к Богу, это жертва земным ради более скорого узнавания небесного. Воздержание в браке помогает половым отношениям не только в смысле временной сублимации, когда каждый из супругов может заняться "внутренним деланием", а потому, что при отказе на определенный срок от телесного сближения, им предоставляется возможность проверки искренности чувств и духовного единения. Временное воздержание увеличивает любовь.

      (Священник должен очень осторожно, с духовной, а не с "сексопатологической" стороны подходить к брачным проблемам, а монаху, кроме исключительных случаев особой духовной опытности, вообще не следует заниматься этими проблемами- это не его "сфера". В этом вопросе некоторые церковные писатели прошлого явно выходили за пределы своей компетенции: так, например, в женском исповедальнике начала века можно встретить вопрос «не ложилась ли на мужа?», исходящий из предрассудка, что только положение «муж на жене» дозволяется православной нравственностью. Рискнем в связи с этим коснуться следующего вопроса: какие формы половых отношений и ласк между супругами можно считать нравственно допустимыми, т.к. сейчас вновь получили огромное распространение орально-генитальные и др. виды отношений? Ответ таков: допустимы те формы отношений, которые помогают супругам лучше выразить свою взаимопомощь в интимно-любовной сфере и не оскорбляют обоюдных чувств. На практике это означает, что молодые супруги определенный период времени, часто и греша, «экспериментируют» в половых отношениях, приспосабливаясь друг к другу и узнавая пределы. С возрастом в нормальном браке эксперименты прекращаются, уступая место более глубокому чувству родства.

                          Когда читаешь, к примеру, следующее высказывание монахини Синклитии ("Цветник Духовный", М.,1903, стр.31): "Если возникает в твоей мысли образ красивого лица, представь себе того же человека обезображенным мертвым трупом, и порочное желание оставит душу"— подобное можно часто встретить и в буддизме— становится понятным, что это иной опыт, по отношению к браку, иной путь. (Если на каждую девушку смотреть как на потенциально разлагающийся труп, возможность брака автоматически исключена.) Конечно, нельзя не заметить, что знание опыта древней христианской монашеской аскезы полезно для решения некоторых проблем в половой сфере, даже необходимо. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил: "Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех". Как известно, подвижники боролись не только с внутренними страстями, но и с привходящими извне злыми духами— "бесами", как бы соответствовавшими в дьявольском мире каждому душевному и телесному греху. Блудная страсть признавалась одной из самых сильных и трагических в судьбе человека; но если монах побеждал её в себе или (в редких случаях) вообще её не ведал, то подчас он подвергался внешнему воздействию беса блуда. "Когда человек Божий все почти победит страсти, (остается еще растущим бес, томящий) тело, возбуждая его огненным некиим движением к похотению плотскому. Бывает же сие с телом, потому что такая сласть похотная свойственна естеству нашему... почему она и неудобь побеждаема, а потом, и по попущению Божию. Ибо, когда Господь увидит кого из подвижников слишком высоко восходящим в преумножении добродетелей, тогда попускает ему иной раз быть возмущаему сим скверным бесом, чтобы он почитал себя худейшим всех живых людей. Такое нападение... иногда бывает после совершения добрых дел, а иногда и прежде, чтобы движение сей страсти заставляло душу казаться пред собой непотребнейшею, как бы ни велики были совершенные ею дела. (Против сего беса) будем бороться воздержанием, безгневием и углублением памяти о смерти, чтобы... чувствуя в себе непрестанно действо Святаго Духа, соделаться... в Господе выше и этой страсти",— говорит блаж.Диадох (сокращен. Добротолюбие. Харбин, 1930 стр.119). Бес блуда— это как бы некий духовный вирус, разжигающий— против воли и, если можно так выразиться, не ко времени и месту,— похоть, вызывающий забвение Божьего присутствия, оглупляющий и порой доводящий до безумия.

                          В "Огненном ангеле" В. Брюсова, увлекавшегося оккультизмом, встречаем фантастическую картину блудного безумия, происходящего в ночь шабаша в присутствии сатаны:

                          "Я, оставшись один, стал осматриваться вокруг... настал миг для участников шабаша предаться завершительной и позорнейшей части празднества. Нежная музыка флейт зазвучала над лугом, и в сгущавшемся мраке руки стали протягиваться к рукам и сплетенные тела, с тихими стонами, падать на землю тут же, между столами, и на берегу озера, и в отдалении... Там видел я перед собой безобразное соединение юноши со старухой, там гнусную забаву старика с ребенком, здесь бесстыдство девушки, отдавшейся волку, или неистовство мужчины, ласкающего волчиху, или чудовищный клубок многих тел, переплетенных в одной ласке— и дикие вскрики вместе с прерывистым дыханием неслись со всех сторон, возрастая и заглушая звуки инструментов. Вскоре весь луг обратился в один оживший Содом.. в страшный дом сумасшедших, где все были охвачены яростью сладострастия и бросались друг на друга, почти не различая, кто это: мужчина, женщина или демон, и непобедимый запах похоти поднимался от этих темных роящихся груд, опьяняя также и меня..." (М., 1974, стр.84—85).

                          И если верующий человек имеет об этом некое знание и "методику" борьбы, то непросвещенные совершенно не защищены от сего беса, чем и объясняется недоумение врачей и журналистов, вначале заигрывающих с распущенностью и извращенностью, а затем ужасающихся конкретными из ряда вон выходящими случаями половых преступлений.

                          Разговор о блудном бесе имеет еще один оттенок. Христианство называет человека падшим и наше "нормальное" состояние противоестественным, ибо человек выбрал зло и грех, часто выбирает и поныне. Но человек никогда бы не выбрал зла, если бы дьявол не сделал его привлекательным. Весь аскетический опыт христианства свидетельствует о чрезвычайной "сладости" греха, тем более греха блудного. В рассказе о гибели Содома читаем о жене Лота, которая оглянулась на гибнущий город и превратилась в соляной столп. Так порой человек, решившийся отказаться от распутной жизни, долго еще не находит для этого сил, ибо воспоминания возвращают его к картинам притягательности блуда. (Человеку девственному и неискушенному в этом смысле гораздо легче.) Поэтому, блуд, будучи отвратителен по существу, в образах и видениях становится привлекательным. Во время блудного искушения необходимо в молитве увидеть пустоту и гибельность этой привлекательности пред Лицом живого Бога, ибо двум господам служить невозможно.

                          О чувственном экстазе. Среди нынешних "откровений" в сфере половой жизни (хотя на самом деле это все забытое старое) часто к месту и не к месту говорят о высшей точке любовного акта, сопровождающейся наслаждением и семяизвержением— т.н. оргазме. Об этом много написано с точки зрения медицинской и практической, но нам кажется, что с оргазмом связана некая тайна, которую можно понять только в религиозном смысле. Уже было сказано, что брачные половые отношения связаны с тайной Божественной любви и Творением, зачатием нового. Высшим и завершительным моментом этих отношений и является оргазм. При этом человек как бы возносится на уровень, равному которому по силе душевных и телесных ощущений нет в любых других его жизненных занятиях. Причем длится это лишь несколько мгновений. Как только акт любви завершился, происходит довольно резкое снижение ощущений, человек возвращается в привычную сферу. Многие этот возврат воспринимают с оттенком уныния от кратковременности испытанного с любимым человеком счастья в единении (любопытно, что великие христианские мистики во время молитвы испытывали совсем иной— духовный экстаз, восхищение, а потом тосковали из-за краткости того состояния).

                          Итак, оргазм— это миг единения, восхождения, наслаждения, возможного зачатия и возвращения с переживанием кратковременности происшедшего. Но это означает, что момент оргазма есть чувственный, зримый символ "воспоминания" о потерянном рае, т.е. о бывшем до грехопадения общении с Богом и друг с другом в любви; жалкий и временный слепок с будущей вечной и духовной радости Царства Христа.

 

VII. Проблемы зачатия.

     

          В современном мире большинство людей любит детей. "Детям— всё лучшее", "Дети- цветы нашей жизни"- эти лозунги были очень распространены у нас в недавнее время. И даже если лозунги эти были только на словах, само подобное отношение к детям кажется естественным и извечным; мало кто задумывается о примерах совсем иного отношения древних культур, когда не совсем здоровых детей разбивали о камни (Спарта), приносили своих "первенцев" в жертву (Финикия), закапывали живых девочек, как лишних представительниц "второсортного" пола, в песке (домагометанская Аравия).

                          "Не препятствуйте (детям) приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19, 14),- говорит Христос. Христианское отношение к детям вроде бы постепенно утвердилось в мире (очень постепенно: вспомним работные дома в Англии, детей "врагов народа" в СССР, детскую проституцию в Сингапуре). Но умилённости и сердобольности добропорядочных людей в условиях кризиса далеко не достаточно; наша страна здесь бьет рекорды: огромный процент брошенных или проданных детей, в т.ч. детей-инвалидов; детей, которых психически и физически калечат родители- безбожники, алкоголики, насильники; детей, которые с доверчивой вначале, а затем сломанной и даже испорченной душой пытаются растить себя сами, оставленные на произвол мира, лежащего во зле; не говорим уже о миллионах абортов. В последний год смертность в России превысила рождаемость- это результат "смутного времени", хотя снижение рождаемости в цивилизованном мире вообще является одной из закономерностей природы, замеченной еще Вл. Соловьевым: "В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом, чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше... У человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает... высочайшей силы." (В. Соловьев. Смысл любви. Ук. сб. "Русский эрос", стр.20).

                          Безусловно, современный мир, изменив отношения к половым процессам, теряя тайну брака, изменил отношение и к детям. В XIX в. у людей, богатых и бедных, рождалось до 12-15 детей, многие из них умирали еще младенцами, и человек говорил: Дети- дар Божий, Бог дал - Бог взял, Он силен дать ещё. Человек ХХ-го века в этом отношении подозревает своего предка в прикрытом религиозностью подсознательном равнодушии к личности ребенка, и предпочитает иметь двоих, но по силе прокормить их и дать образование, нежели "плодить нищету". В этом современный человек отчасти прав, ибо он интересуется личностью своего ребенка (в нормальной семье), хотя ему приходится больше дрожать за своего порой единственного "наследника". Человек прошлого века, как и за тысячу лет до него, доверял число детей, их пол, здоровье, долголетие Богу. Человек нашего века пытается сам регулировать рождаемость и даже пол. При этом в то время, когда одна половина всего количества родителей мечтает иметь ребенка и добивается этого любым способом, начиная с покупки сирот и заканчивая зачатием в "пробирке", другая половина уничтожает зачатую жизнь или всеми способами не дает зачатию произойти.

   Противозачаточная деятельность человечества (осуждается Католицизмом на официальном уровне и Православием на частном (т.е. некоторыми, отдельными служителями Православной Церкви - прим. публикатора) имеет субъективные причины (вина) и объективные (беда).

   К первым  (субъективным причинам) относится только одна: половые отношения, переставая быть частью тайны Божественного замысла о человеке и превращаясь в "секс", свидетельствуют об эгоизме "партнёров"- зачем им дети, которые их "свяжут", когда их цель не связь, а временное наслаждение временного союза.

   Однако существуют причины иного рода. Во-первых, это тяжелые экономические условия, в которые поставлена молодая семья. Волей-неволей ей приходится регулировать и ограничивать число детей, вернее сказать, отказываться от дара, который предлагается Богом. Это трагедия, которую переживают и верующие супруги, вынужденные пользоваться противозачаточными средствами и методами. "Добровольное ограничение в браке позволяется тогда, когда рождение ребенка связано с определенными опасностями. ...Супруги могут решиться на это лишь с молитвой ко Господу о руководстве и милосердии... С православной точки зрения, ни одно из противозачаточных средств не лучше другого- все они одинаково безрадостны для истинно любящих" (прот. Ф. Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1989, стр.321), ибо в акт любви (Бог есть любовь, и в любви "зачал" мир) вносится страдание от внутреннего раздвоения. Но дело не только в этом. Конечно, есть семьи, где идут на благородный риск и вопреки всему, надеясь на милость Божию, рожают 5-10 детей. Но в целом использование противозачаточных средств, в частности, презервативов, там, где действительно существует брак, где отношениями движут не эгоизм и похоть, свидетельствуют об ответственном подходе человека к планированию своей семьи, ибо в отличие от животных ему это право в принципе дано. Задача Церкви как общины Христа состоит не в осуждении противозачаточных средств, а в реальной помощи, которую она по мере сил обязана оказывать молодой семье христиан.

   Во-вторых, это причины медицинского характера, разного рода противопоказания, в основном у женщин. Необходимо помнить о том, что беременность и роды сильно изнашивают организм женщины.

   Противозачаточный метод упорядочения отношений в соответствии с женским циклом является как бы использованием природного "шанса". Однако, полностью устранить возможность зачатия нельзя и жизнь может возникнуть при любом способе предохранения. В этом случае христианин должен смириться и принять это как волю Божию, превозмогающую человеческое маловерие: если Бог настоял на Своем, то Он поможет и вырастить дитя. Кстати, при употреблении приспособления типа "спираль" зачатие также может произойти, но беременность крайне рискованна, и возникает необходимость совершить аборт даже против желания матери.

   Аборт вообще, как насильственное прекращение дарованной Творцом жизни, во всех случаях является убийством. То, что убивается, до определенного времени трудно назвать человеком, но сама жизнь осуществляется в момент зачатия, в оплодотворенной клетке потенциально заложен будущий человек. В определенных случаях, связанных с медицинскими противопоказаниями, главным образом со смертельной опасностью для женщины, приходится сделать выкидыш, хотя подобное (как и самопроизвольный выкидыш) всегда тяжело переживается настоящей матерью. (Любопытно, что в XIX в. на Западе действовала папская энциклика, говорившая, что в случае опасности для матери или для плода выбирать нужно жизнь ребенка - с этим можно поспорить).

   Аборт, как известно вреден для здоровью женщины; после нескольких абортов вероятность нормальных родов очень мала. Гораздо менее известны побочные психологические последствия аборта– о них в специальной литературе практически не говорится. Типичная ситуация: после 1–2 лет совместной жизни у молодоженов наступил кризис, выражающийся либо в охлаждении друг ко другу, либо в измене. Как ни странно, причиной этого состояния вполне может быть совершенный ранее аборт. Если супруги любят друг друга, то зачатый ребенок еще более скрепляет их любовь, переводя её в новое измерение. Из-за маловерия и малодушия жена (иногда втайне от мужа, иногда по обоюдному согласию) совершает выкидыш. Внешне вроде бы ничего не изменилось, но ведь по сути произошло убийство, и где-то в подсознании супругов звучат новые мотивы:

  • мы совершили убийство будущего ребенка, в чём-то предали любовь, испугавшись её родовых последствий

  • близость между нами (столь желанная некогда) таит опасность новой подобной катастрофы.

 

Они приводят к охлаждению и к поиску "на стороне", чтобы было без последствий.

   В некоторых православных изданиях использование противозачаточных средств осуждается наравне с абортами, при этом совершенно не замечается разница между убийством реально осуществившегося организма и предотвращением возможности осуществления. Исходя из подобной логики, следовало бы обвинить в массовом детоубийстве всех прошедших через рукоблудие и ночные извержения...

[Принятые в 2000 году Основы социальной концепции РПЦ запрещают контрацептивы, прерывающие зачатие, и разрешают - предотвращающие его, при этом оставляя их применение на усмотрение супругов и их духовника - прим публикатора]

                               

Несколько слов следует сказать о необычных, новых способах зачатия (зачатие в "пробирке", вынашивание плода во чреве другой женщины и т.п.). Западная Церковь в свойственной ей манере их категорически отвергает, как посягновение на прерогативы Бога. Конечно, в том смысле, что подобные эксперименты часто подаются как вызов или насмешка над "Божественным" способом зачатия, их можно считать греховными. Но, во-первых, Библия знает иные, кроме обычного, способы зачатия и рождения (Ева - от Адама, Христос- от Духа Святого и Девы Марии), а во-вторых, если вспомним ветхозаветное рождение "на колени" (см. выше) и т.п., то поймем, что здесь действует всё тот же ветхо-заветный мотив: стремление иметь потомство любой ценой.

 

VIII. Половая извращённость.

            Извращение- это изворот, изворачивание, переворачивание, превращение. Как и во всех остальных сферах, в половой "извращение" - синоним слова "грех", ибо он заключается в использовании той или иной богоданной способности "не по назначению". Важно заметить, что половые извращения как в др. Греции, где воспевались, так и в Израиле, где сурово осуждались, одинаково считались пороком; можно утверждать: что человек всегда полагал любые половые отношения вне Божественного замысла грехом: "И как они (язычники) не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог... постыдным страстям: женщины... и мужчины, оставив естественное употребление... разжигались похотью друг на друга... делая срам и... получая возмездие за свое заблуждение" (Рим.1, 26-28).

                                Несмотря на ясность христианского подхода к половой извращенности в целом, в наше время накопились проблемы, которые пытаются решить психологи, психиатры, сексологи;  которые любят, часто сенсации ради, описывать журналисты, но от которых христиане часто "целомудренно" отделываются выражением осуждения с помощью примеров из в.з. истории: "Содом и Гоморра погибли из-за распространенности половых извращений". Но ведь остались жить многие другие подобные города. Увы, даже угроза СПИДа, как в свое время эпидемия сифилиса, несущие страх смерти, могут лишь ограничить масштабы извращенности загнать её вглубь психики, но решить саму проблему не в состоянии. Когда в прессе мы узнаём о председателе благотворительного детского фонда, растлевавшем детей и подростков, то возникает ощущение мерзости и желание справедливого наказания. Но когда оказывается, что огромный процент (особенно в Америке и др. развитых странах) молодых людей, специально никем не испорченных, провозглашают себя гомо-, би- и транссексуалами, ясным становится факт происходящей половой трагедии, которая может стать необратимой. Секулярная мораль приветствует эту беду как долгожданное "освобождение", к которому только нужно привыкнуть, иные церкви даже додумались до венчаний однополых "супругов", как бы признавая себя побежденными: раз этого так много, значит это уже нормально.

                                Рукоблудие. Его в память о в.з. персонаже врачи назвали онанизмом (см.стр.5), но сравнение рукоблудия с грехом Онана далеко не точно. Грех Онана, напомним, состоял не в том, что он пытался получить удовлетворение наедине, а в том, что не хотел жить с женою покойного брата и "восстановить ему семя". Через рукоблудие проходит большинство юношей и примерно половина девушек. Взгляд медицины на рукоблудие неоднозначный: если традиционно оно порицалось из-за последствий (потеря энергии, импотенция, даже облысение), то современные серьезные сексологи "доказывают" безвредность и даже полезность его совершения время от времени, в случае отсутствия половой жизни.

                                  В чем же тут дело? Отсутствие изначального религиозного воспитания (не в смысле запугиваний типа "Бог убил Онана и погубил Содом", а в смысле прививания положительного, целомудренного идеала) приводит к тому, что у молодежи интеллектуальное ("это целесообразно") развитие отстает от физиологического ("это хочется"), а духовное ("это нравственно") отстает от интеллектуального, а не наоборот. Поэтому, во-первых, подросток, предоставленный в этом отношении сам себе и "просвещаемый" товарищами и порнографией,  начинает "экспериментировать", познавать доселе неоткрытое в себе. А во-вторых, развивающееся естественное, но не сублимируемое и неодухотворенное желание (в нашем веке это развитие очень раннее), сопровождающееся нервно-гормональной перестройкой организма, перестаёт поддаваться контролю и требует выхода (это более характерно для мальчиков). Одним из следствий этого и является рукоблудие. По сравнению с ранней половой связью или подростковым первичным гомосексуализмом оно действительно является более безобидным.

                                  Т.о., рукоблудие в подростковом и раннем юношеском возрасте- это результат любопытства и неодухотворённости естественного развития и желания. Молодому христианину, совершившему подобное, не следует угрожать Божией карой, а постараться, не заостряя внимания на чувстве вины, помочь тому, чтобы подобное повторялось как можно реже, а в дальнейшем прекратилось. Бывает, что люди подолгу не вступают в брак, "подростковый" период вынужденно затягивается. Рукоблудие становится актом отчаяния и извращением. Отчаяния - ибо человек в этом случае максимально переживает свое одиночество. ("Не хорошо человеку быть одному"- Быт. 2, 18). Извращением - ибо это использование "механизма любви и зачатия" при отсутствии любви и зачатия. Это на сексуальном уровне может привести к неудаче половых отношений в случае брака, а на духовном - к неспособности воспринять дарованную любовь. Развивающееся рукоблудие приводит к половому эгоизму, потому что человек привыкает интересоваться в половом отношении лишь своими собственными ощущениями; супруга подсознательно он воспринимает лишь как средство удовлетворения, а иногда даже как помеху!

                                  Гомосексуализм. В отношении этого порока христианские проповедники обычно цитируют в.з. историю с Содомом. Содом, действительно, стал символом полового распутства. Но внимательно вглядываясь в Библейское повествование, понимаешь, что погиб Содом, собственно, не из-за этого:

"И пришли те два Ангела в Содом... Лот сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего, и ночуйте.. и они... пришли в дом его. Он сделал им угощение.. и они ели. Еще не легли они спать, как городские жители.. от молодого до старого.. окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему:.. выведи их к нам; мы познаем их. Лот.. сказал им: братья мои, не делайте зла. Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно; только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего. Но они... подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои.. людей, бывших при входе в дом, поразили слепотой... Сказали мужи те Лоту... кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из этого места. Ибо мы истребим место сие... И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь... с неба, и ниспроверг города сии.. и всех жителей городов сих.." (Быт. 19.1-12,24).

                        Здесь мы сталкиваемся с удивительным примером ассоциативного мышления: жители Содома были извращены настолько, что отказались от предоставленной Лотом возможности сожительствовать с его дочерьми ("любезное" их предоставление- отголосок и поныне встречающихся древних обычаев "гостеприимства" сходных по смыслу с древней же "священной" проституцией) ради того, чтобы соединиться с гостями Лота, оскорбив его и их. Жестокость и ослепление (духовное, перешедшее и в физическое) не дают им понять, что гости Лота - совсем не мужчины, а "Ангелы" (образ явления Бога), т.е. Сам Бог посетил Лота. Они пытаются извращенным образом, следовательно, соединиться с Богом (намек на сатанизм; возможно, там практиковались человеческие жертвоприношения), и погибают в огне. "Не обманывайтесь: ни блудники,.. ни прелюбодеи,. ни мужеложники... Царства Божия не наследуют",- говорит св.ап. Павел (1 Кор.5,9-10). Это отнюдь не угроза, а констатация печального факта. Царство Божие людьми, имеющими в браке половые отношения, достигается через соединение в любви. Царство- это брак Христа и Его Церкви, а его земная проекция- это брак двоих разных соединяющихся в "единую плоть". Как было уже сказано, секулярный мир, все дальше отходя от истинной Церкви, утрачивает тайну брака. Когда гомосексуалисты говорят в свою защиту, ссылаясь на обычное гетеросексуальное "партнерство" (им хорошо, когда "он и она", а нам - когда "он" и "он", "она и она"), они в общем-то правы: союз двух разнополых партнеров только внешне напоминает брак, а в смысле безбожности стоит в одном ряду с союзом однополых партнеров, только первый более распространен и привычен...

                        В гомосексуализме можно различить разные типы. Во-первых, часто подобные отношения возникают в подростковой и юношеской среде, если у них ограничены или запрещены отношения с другим полом (закрытые училища, пансионы, монастыри в период упадка, армия, тюрьма- в последней превалируют мотивы власти и унижения), либо отсутствует опыт общения с ним (не полового, а обычного, например, патологический страх перед иным полом). Сексуальность и эрос развиваются неравномерно, и в то же время как в своих фантазиях мальчик (девочка) воспевает будущий предмет любви, на практике он (она) может совершить не только рукоблудие, но и (для преодоления одиночества) совместное раздражение, совместное рукоблудие и т.д.- это т. наз. "урнингизм", однополое "взаимоудовлетворение", которое широко распространено и которое часто проходит с взрослением, хотя затягивание этого периода, его бесконтрольность может помешать будущим естественным отношениям и даже перерасти в "настоящий" гомосексуализм.

                        Во-вторых, в гомосексуальные отношения могут вступать люди, пресыщенные "обычным" развратом, и потерявшие способность любить и ценить любовь (это характерно для мира искусства). Здесь могут случаться очень печальные последствия, ибо подобный человек вовлекает в круг отношений молодых, часто от него зависящих людей и даже детей (педерастия), растлевая их.

     Но в наше время особенно распространился третий тип гомосексуализма, когда партнеры входят в него "на паритетных началах", образуя "семьи". При этом они утверждают, что, во-первых, получают в этих отношениях много больше, чем в гетеросексуальных (многие из них бисексуалы, с предпочтением однополой "любви"), а во-вторых, многие из них действительно ощущают себя иным полом (что приводит иногда к операциям по его изменению- транссексуализм)- а это уже беда, много больше чем вина. Во многих случаях уже упоминавшийся бес блуда (гл. VI) внушает, что все утверждения о противоестественности есть просто ханжеский предрассудок или же— что человеку не справиться со своей долей, это "крест" и нужно смириться. Возражая «борцам с ханжеством», следует вспомнить, что грех  не потому есть грех, что он осуждается обществом /обществу, особенно в смутное время, это может быть безразлично/, а потому что он разрушает личность человека, и это открыто ему свыше, а общество просто хранит в веках память о Божьих словах. Среди гомосексуалистов бывает  немало талантливых, порядочных людей, но ни один добросовестный человек, тем более верующий, не сможет в таком случае считать себя нормальным или счастливым.

     То, что мужчина (женщина) не получает в браке счастья любви- это результат оторванности от Бога, это можно исправить долгим духовным и психологическим воспитанием. То, что мужчина (женщина) ощущает себя не таковым, а противоположным полом- это результат катастрофического отчуждения полов, это (если только возможно) излечивается с помощью психиатрии и гормональной терапии.  Причин подобной аномалии много: плохая наследственность, ненормальности полового воспитания, детские впечатления, связанные только с окружением противоположного пола, перенесенные заболевания, радиация, влияние некоторых специфических видов искусства и спорта и др.

    Садизм. В примере с Содомом показывается, как необузданное сексуальное желание, принимая извращенную форму, тесно связывается с жестокостью и неспособностью к раскаянию. Относится это, однако, отнюдь не только к гомосексуализму, но и к "обычным" отношениям. Продолжая рассуждения гл. VI о различии христианского и мирского подходов к смыслу половых отношений, необходимо добавить, что первородный грех в половых отношениях проявляется не только как эгоизм и похоть, но и как стремление к подчинению, к власти, к обладанию. "Дана Мне всякая власть на небе и на земле", - говорит Господь (Мф. 28, 18), но это - власть Любви. Человек несёт в себе образ Божий, в т.ч. и право власти, но падшая природа человека превращает власть как инициативу и ответственность во власть-насилие, власть, как подавление другого. Половые отношения являются грехом тогда, когда один из супругов (обычно мужчина) пытается подсознательно, а иногда и осознанно, посредством этих отношений насытить свою жажду властвовать над другим. Если подобная тенденция не побеждена освящающей благодатью Св. Духа, а, напротив, опережает все остальные мотивы, то в половых отношениях развивается садизм (иногда принимаемый другой стороной в виде пассивной покорности и даже наслаждения). Как известно, подобного рода разнузданность бывает у людей, забитых в остальных сферах жизни и пытающихся т.о. "отыграться". Особенностью полового обоюдопринимаемого садизма является то, что нарастание напряженности отношений поначалу не заметно, а затем бывает поздно: нередко они заканчиваются криминально.

IX Дополнительная глава.

         Хотелось бы рассмотреть еще несколько проблем, прямо или косвенно связанных с жизнью пола.

     "Религиозно-фрейдистские" комплексы. З. Фрейд утверждал, что все проявления психической и духовной деятельности человека, в т.ч. вера и религия, имеют корни в половой организации, т.н. "либидо". Нельзя сказать, чтобы это было полностью неверно: из самой Библии следует мысль о связи религии и жизни пола, и мы об этом уже говорили. Но взаимосвязь между религиозностью и либидо отнюдь не означает первичности состояния половой удовлетворенности; просто, на человека половая потребность может оказывать сильнейшее влияние. Выше мы говорили о том, что в древних религиях человек ощущал взаимосвязь между половой и религиозной сферами (что выражалось и в формах поклонения), и что подобные тенденции никогда не прекращались (в США, например, существует »Церковь любви», где члены общины, предаваясь групповому сожительству, считают, что через это приближаются к Богу - мысль кощунственная и извращённая).

     Но в жизни встречаются и противоположные случаи, когда половая неудовлетворенность отражается на сфере духа, рождая фанатизм и извращенную религиозность. Фанатизм в этом случае возникает потому, что для иного религиозного человека неудовлетворенность в половой сфере (при большой потребности в ней) перерастает в нечувствие любви богочеловеческой. Такими людьми в Библейском Откровении воспринимаются и запоминаются только те слова, которые касаются страха, наказания за грехи, вечных мук, скорой апокалиптической катастрофы. Они, следуя древней "монтанистской" ереси, утверждают греховность естества и отрицают богоданность брака. Но увы- вера без любви опаснее богоборчества.

     Л. Толстой в своем "Отце Сергии" гениально показал опасность исступленной религиозности. Подвижник отрубает себе палец, чтобы удержаться от соблазна со стороны великосветской дамы, но не выдерживает и согрешает с психически больной, но верующей девушкой, для которой соединение с этим монахом будто бы крайне необходимо для выздоровления.

     Матерщина. Когда нам приходится констатировать удручающее состояние русского языка, ибо огромное число на нем говорящем взрослых и детей, мужчин и женщин, интеллигентов и рабочих ныне вставляют в речь матерщину и даже ею заменяют всё остальное словоупотребление, задумываемся ли мы об истинных причинах происходящего? Некий языковед объясняет распространенность матерщины необходимостью в прошлые годы противопоставить лживой официальной идеологии психологическую "защиту", и матерщина, коей выражалась истина, противостояла высокому слогу, который прикрывал ложь. Но времена те прошли, а матерщины не стало меньше.

Почему из всего, что связано с жизнью человека, именно половые процессы стали ругательством? С точки зрения природы родовой процесс и процесс питания равноценны, но вряд ли слова "желудок", "пищевод" или "съеденный" могут звучать, как сильные ругательства. Но если взглянуть на матерщину в нашем контексте, то прояснится не только её внутреннее происхождение, но и нынешняя повсеместная распространенность, ибо она перестала быть собственно ругательством, перейдя в иное качество "лексикона".

В христианстве было человечеству возвещено: Бог есть любовь. Как иные религии, так и атеизм в христианстве не принимают именно жертвенности Божией любви, воплощенной в Сыне, при этом ислам, иудаизм, буддизм до этой степени откровения о Боге просто "не дорастают", но атеизм его гордо отвергает:

 Атеизм - неприятие Бога=Любви-----------Непризнание Божественного замысла о человеке и тайны брака---------Жизнь в итоге становится отчаянно-бессмысленной и безлюбовной-------

Ругательство как следствие злобы выражено через половые символы и материнство, давшее жизнь.

 

Если в древнечеловеческой культуре через половые символы выражались религиозные представления и переживания, то в наше время через них косвенно выражается атеистическое обесценивание дара жизни и любви. Поэтому в атеистический век матерщина столь распространена, она есть свидетельство не-Любви, нас поразившей.

 

Проблема полового воспитания. Нынешний век остро поставил половую проблему, вскрыв одну из "семи печатей". Тайное стало явным, но сама цель брака была утеряна. Об интимном во всех подробностях говорят открыто даже детям, не смущаясь таких слов, как секс, презерватив, оргазм и т.д. Человечество стало решать проблемы пола и любви вне религии и вне Церкви (отчасти из-за самой Церкви), но легче от этого не стало, потому что вместе с узнаванием интимного умножились зло и разврат. Термин "свободная любовь" стал означать отнюдь не любовь, свободно от Бога принятую, а оправдание блуда. Мы уже говорили о взаимосвязи слов "блуд" и "заблуждение": человек, заблуждающийся относительно Творца ("блудный"), заблуждается и относительно ближнего и самого себя (блудит против ближнего и себя, в т.ч. в половой сфере). Раннее развитие подростков, пробуждение чувственности, групповые соединения (г. Энгельсу они казались изначальными- ан-нет, половые оргии скорее говорят о "конце"), омоложение секса, ранняя беременность, (детская проституция, о чем страшно и помыслить!),  широчайшая распространенность измен браку, - измена (Богу-любви-любимому) стала нормой, превосходство в отношениях влюбленности телесного над духовным и поэтому- множество "проб и ошибок", пропаганда гомосексуализма как одной из "разновидностей" "нормальной любви" - могут привести к нравственному одичанию и даже вымиранию человеческого рода, прежде всего в цивилизованных странах. Особую роль в этих процессах играют распространение порнопродукции, сексуально-магическая ритмика примитивных народов, проникшая во все виды молодежного искусства, культ силы и красоты тела. Воспевание похоти оскорбительно для достоинства человека, хотя эта мысль приходит к нему не сразу. Порнография разжигает воображение, навязывая ему свой сюжет, способствует развитию греха. А ведь в половых отношениях также есть своя красота, если видеть в них часть Божьего замысла, а не упиваться чувственностью, тленной, как и тела. Изображать любовь, если это так необходимо, можно и целомудренно...

Для преодоления последствий раннего полового развития современных подростков существуют два взаимодополняющих пути. Первый предлагает медицина: это ограниченный путь- как бы смирившись с природой, необходимо локализовать и обезопасить ранний секс; это система полового просвещения, психологической помощи, полового предохранения (презервативы),— последнее против ранней беременности, приводящей к печальным последствиям, и от СПИДа, и от прочих болезней. Второй путь непосредственно относится к сфере религии: это духовное просвещение юношества, главной целью которого является воспитание целомудрия, причем основываться здесь нужно не столько на житиях и наставлениях древнеегипетских отшельников, часто презиравших брак ради другого пути, а на примерах святых и праведных христианских семей, в т.ч. и современных, при этом надо помнить, что "сексуальность и эрос нормально должны развиваться параллельно, друг друга обогащая, но друг друга не заменяя" (прот. В. Зеньковский, ук. соч., стр.15).

                                               В заключение приведем слова св. Иоанна Златоуста, который к концу жизни явил пример удивительной святости монаха и который сказал множество вдохновенных слов о браке: "не в теле красота, но красота тела зависит от того... характера, который отпечатлевает душа в формах тела... Если душа радуется, то розы рассыпает по ланитам; если печалится, то отнимает красоту у тела и облекает его в черную одежду, и если постоянно находится в безудержном веселье, то и тело бывает слабо и бессильно. Если душа бывает объята завистью, то и на тело разливает бледность... если исполнена бывает любовью, то и телу сообщает особенную миловидность... многие жены, не будучи красивыми... особенную приятность имеют от души; другие, одаренные отличной красотой, всю её портили тем, что не имели приятности в душе... Как румянеет белое лицо и какую производит приятность,.. когда краска стыдливости разливается по нему! Посему, в ком бесстыдна душа, у того и самый вид отвратительнее вида всякого зверя; напротив, стыдливая душа и самое лицо делает кротким и любезным; ибо нет ничего прекраснее... доброй души. Любовь к телесной красоте смешана с чистым, невозмущаемым удовольствием. Итак, когда ты видишь привлекательный внешний вид, постарайся узнать и внутренний; и если сей некрасив, презри и внешний". (цит. по сборн. Христианская семья и брак М., 1992)

 

Список использованной литературы

 

1. Библия. Брюссель, Жизнь с Богом, 1990.

2. Прот. Ф. Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1989.

3. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости. М., 1991.

4. Прот. Ал. Шмеман. Водою и Духом. М., Гнозис, 1993.

5. С. Троицкий. Христианская философия брака. Париж, Имка-Пресс, 1933.

6. Н. Бердяев. Метафизика пола и любви. М., Прогресс, 1991.

7. А. Сикари. О браке. Москва-Милан. Христианская Россия, 1993.

8. Прот. Александр  Мень. Магизм и единобожие. Брюссель, 1989.

9. Г. Честертон. Вечный человек. М., Прогресс, 1991.

10. Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1972.

11. Сб. "Русская лирика". М., 1981.

12. Вл. Соловьев. Смысл любви. Сб. "Русский Эрос". М., 1991.

13. Сб. "Христианская семья и брак". М., 1992.

14. Христианская жизнь по добротолюбию. Харбин, 1930.

15. В. Брюсов. Огненный ангел. М., 1974.

16. Сб. "Цветник духовный". М., 1903.

17. О. Клеман. Истоки. М., 1994.

 

Молитва

 

"Господи, мы знаем- каждый из нас двоих, о себе, и о другом что влюблены мы только в Тебя; мы знаем, что смысл жизни - в Твоей любви, которая, как дар, изливается на нас, и что никто никогда не сможет Тебя заменить. Мы благодарим Тебя за то, что Ты даёшь нам в этой жизни бесчисленные знамения Своей любви, и особенно за то, что ты сделал нас "знамениями" друг для друга. Нам двоим Ты дал это единственное и драгоценное, взыскательное и сладострастное призвание- воплотить Твою Любовь, суметь постигнуть её самой плотью нашей, объятием нашим, нашим единством, творчеством нашим и нашей нежностью. Помоги же нам быть этим "таинством" всегда"  (А.Сикари. О браке. "Христианская Россия". Москва-Милан. Стр.45).

 

 


 

Рейтинг@Mail.ru

Главная страница
митрополит Антоний (Блум)
Помогите спасти детей!